Кхмерская история про вертолёты

Мои истории про Камбоджу часто отрывочны и покрыты тонким налётом бредятины. В своё оправдание могу сказать, что национальный кхмерский фольклор в большинстве своём такой же — криповый, кусковатый и непонятно зачем рассказанный.

Вот, например. С аэродрома Сием Рип летало энкоторое количество Харбинов Z-9, копий американских Дельфинов. Вроде, два. В 2014 один из них разбился, убив всех, находившихся внутри, при попытке пролететь низэнько над обрывом карьера возле деревни Прей Сар. Кто-то, кажется, выжил, потому что его вытряхнуло в воду, но точно не скажу. В новостях говорили о четверых погибших.

Так вот, оставшийся из этих Харбинов как-то раз приходил к нам на полосу. И было это так — захожу я на посадку и слышу от Самурая, исполнявшего в тот момент обязанности диспетчера, взволнованное сообщение о том, что «у него тут вертушка над ним и непонятно что делает». Вычленить из этого монолога, где вертушка и что она делает, было невозможно. Ну я посмотрела на высоту, где у нас обычно ходят вертушки — на полторы тысячи — никого там не вижу, продолжаю посадку, одновременно запрашивая у Самурая разъяснений, где в данный момент борт и куда движется.

А потом я его увидела. Вот ровно такой как на обложке статьи, только живой, отходил в сторонку от северного захода на полосу, видимо, давая мне сесть. Со мной, на секундочку, был пассажир, а в воздухе неподалёку летал Эдди на своей шушлайке, так что поводов для волнения у Самурая было более чем достаточно. Поскольку даунвош с винта Z-9 разбрасывает как фантики даже стоящие на земле лёгкие борта, не говоря уже о тех, которые находятся в воздухе. Пришлось сделать лицо кирпичом, зайти на посадку, выкатиться с полосы, высадить клиента, проводить его до тук-тука, и только потом выдохнуть и выругаться. Это был первый раз, когда военный вертолёт так близко и низко ходил вокруг нашей базы — реальная угроза, учитывая, что воздушные правила этим ребятам не писаны, а летать они(см инцидент на Прей Сар) умеют далеко не всегда. 

Как только клиент уехал, вертушка вернулась, прошла метрах в десяти над землёй, подсела на две минуты в соседнем вьетнамском квартале, а потом поднялась и ушла на север.

Но это, на самом деле, только присказка. Сказка началась через пару дней, когда я снова была на маршруте. На полосу к нам прикатили три военных джипа, заставив Эдика заглушить мотор шушлайки, а та же вертушка пришла, покрутилась рядом, села на нашу площадку, и из неё повыскакивали штук пять кхмерских генералов. Они вальяжно отошли к машинам, вернулись обратно с несколькими чёрными сумками, покидали их в салон своего ВС и, оставив Харбин молотить ротором на холостых, пришли фоткаться с Эдиком, который как раз пытался удержать на месте панически рвущееся прочь крыло дельтика. 

Эдик в Камбодже не первый год, поэтому сердечно заулыбался генералам как старым знакомым, сделал вид, что нету тут никакого военного вертолёта. Он сфотографировался с ними на фоне ангара, старательно промахнулся объективом мимо всего, что могло бы компрометировать высокопоставленных нежданных гостей, и даже успел тихо сказать Самураю, чтоб тот отправлял меня покрутиться в сторонке, и ни в коем случае не давал посадку. Самурай, лишённый вежливости на уровне инстинкта самосохранения, порывался взять генералов в охапку, положить в вертолёт и отправить восвояси. Я меж тем неумолимо приближалась к кругу, почти не в курсе происходящего.

Разминулись мы с Харбином минут на 5 — генералы наконец забрались в него и улетели, а Самурай дорвался и выгнал с полосы автотранспорт. В результате меня ждала чистая, как ни в чём ни бывало, полоса и мокрые от морального напряжения коллеги.  Мораль сей басни очевидна — если с государственного аэропорта поднимается военный вертолёт и подсаживается к тебе на грядку за грузом перед тем, как пересечь границу страны — улыбайся, делай вид, что ничего не происходит и не забудь убрать с полосы всё, что на неё понаехало. Ведь когда прилетит твой борт и начнёт жужжать на кругу, любопытного кхмера вообще не согнать будет. И не ворчи, что летал и всё пропустил, да. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *